Жилищно-коммунальное хозяйство

ПАМЯТКА ПО ПЕРЕХОДУ НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

Территориальная схема обращения с отходами на территории Томской области

Информация о реализации муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории Александровского района на 2013 -2015 годы и на период до 2020 года» в 2019 году

Основная цель муниципальной программы направлена на повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг в районе.

На реализацию муниципальной программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории Александровского района на 2013-2015 годы и на период до 2020 года" в текущем году предусмотрено 41195,1 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов в текущем году составило 38357,1 тыс. рублей, или исполнены на 93,1 % к уточненному плану.

За счет средств бюджета района расходы составили 36798,2 тыс. рублей, за счет областных средств – 4396,9 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов за 2019 годза счет средств бюджета района составило 35875,9тыс. рублей или исполнены на 97,5 %к уточненномуплану, за счет средств областного бюджета расходы составили 2481,2 тыс. рублей, или исполнены на 56,4 % от уточненного плана.

Не в полном объеме освоение средств, предусмотренных на финансирование программы связано с возвратом межбюджетных трансфертов Александровским сельским поселением, предусмотренных на проведение экспертизы проектно – сметной документации «Водоснабжение улицы Калинина – Засаймочная – Мира» в связи с увеличением стоимости проведения работ, кроме того, не освоены средства, предусмотренные на изготовление проектной сметной документации по строительству полигона твердых коммунальных отходов с. Александровское в связи с заключением переходящего муниципального контракта со сроком исполнения в 2020 году.

Программа включает в себя финансирование четырех подпрограмм: «Теплоснабжение», «Водоснабжение», «Водоотведение, сбор и утилизация твердых бытовых отходов» и «Электроснабжение».

Подпрограмма «Теплоснабжение»

Объем средств, предусмотренный на финансирование мероприятий подпрограммы в текущем году составил 35438,9 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов на реализацию мероприятий подпрограммы в текущем году составило в сумме 35433,8 тыс. рублей, или профинансированы на сто процентов.

В целях повышения качества и надежности предоставляемых услуг населению района из бюджета района представлялась финансовая поддержка коммунальным предприятиям района через бюджеты сельских поселений Александровского района Томской области по следующим направлениям:

на приобретение оборудования в котельные направлено 2645,5 тыс. рублей, в том числе на приобретениедизель-генератора с. Назино, приобретение котлов с. Александровское, с. Назино, с. Новоникольское, приобретение дизель –генераторной установки п. Северный, приобретение генератора для дизель генератора с. Новоникольское;

на проведение капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры в целях подготовки хозяйственного комплекса района к безаварийному прохождению отопительного сезона направлено 8034,3 тыс. рублей;

на проведение диагностического обследования дымовых труд котельных направлено – 161,5 тыс. рублей;

на режимную наладку котлового оборудования направлено 237,8 тыс. рублей;

на завоз угля в котельные для обеспечения отопительного сезона 2019-2020 год направлено – 3954,2 тыс. рублей;

на оказание финансовой поддержки унитарных предприятий по погашению задолженности за ГСМ и за потребляемые энергоресурсы направлено –19603,9 тыс. рублей;

на проведение экспертизы инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий улицы Калинина - Засаймочная – Мира с. Александровское Александровского района направлено 796,6 тыс. рублей.

Подпрограмма «Водоснабжение»

Объем средств, предусмотренный на финансирование мероприятий подпрограммы в текущем году составил 970,0 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов на реализацию мероприятий подпрограммы в текущем году составило в сумме 606,0 тыс. рублей, или профинансированы на 62,5 %.

На обеспечение населениясел Александровского района чистой питьевой водойиз бюджета района в текущем году оказана финансовая поддержка коммунальным предприятиям сел района на обслуживание станций водоочистки.

Подпрограмма «Водоотведение, сбор и утилизация твердых бытовых отходов»

Объем средств, предусмотренный на финансирование мероприятий подпрограммы в текущем году составил 3908,9 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов на реализацию мероприятий подпрограммы в текущем году составило в сумме 1440,0 тыс. рублей, или профинансированы на 36,8 %.

Для обновления и формирования системы санкционированных мест сбора твердых коммунальных отходов на территории с. Александровского, создания для жителей благоприятных санитарно-экологических условий администрацией Александровского сельского поселения и приобретено установлено 200 контейнеров.

Подпрограмма «Электроснабжение»

Объем средств, предусмотренный на финансирование мероприятий подпрограммы в текущем году составил 877,3 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов на реализацию мероприятий подпрограммы в текущем году составило в сумме 877,3 тыс. рублей, или профинансированы на 100,0 %.

Из бюджета района оказана финансовая помощь бюджетам Октябрьского и Северного сельских поселенийна оплату потерь по электроэнергии в сумме 861,6 тыс. рублей, а также наежегодное обслуживание линий электропередач п. Северный Александровского района в сумме 15,7 тыс. рублей.

Сфера ЖКХ – это сложный многоотраслевой промышленно-технологический комплекс, который включает жилищное хозяйство, водоснабжение, водоотведение, коммунальную энергетику, благоустройство, дорожное хозяйство, санитарную очистку и прочее. В коммунальном хозяйстве района осуществляют свою деятельность 4 муниципальных унитарных предприятия.

МУП «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения
Адрес: 636760, Томская область, Александровский район, с. Александровское, мкр. Казахстан, д. 16
телефон 2–53–49, 2–50–54

МКП "Тепловодоснабжение" Александровского сельского поселения

Адрес: 636760, Томская область, Александровский район, с. Александровское, мкр. Казахстан, д. 16

МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Назинского сельского поселения
Адрес: 636765, Томская область, Александровский район, с. Назино, ул. Советская, д. 28
Директор Дорофеева Ольга Сергеевна, телефон 4–21–84

МУП «Комсервис» Лукашкин-Ярского сельского поселения
Адрес: 636764, Томская область, Александровский район, с. Лукашкин Яр, ул. Центральная, д. 27
 Директор Александр Владимирович Волков, телефон 4–33–45

МУП «Комсервис»  Новоникольского сельского поселения
Адрес: 636766, Томская область, Александровский район, с. Новоникольское, пер. Школьный, д. 3
Директор Шайманов Сергей Туктамышевич, телефон 4–11–33

На территории  района находится 11 котельных (4 из них работают на угле, 7 – на газе),   12 водонапорных башен, 35 водозаборная скважина, 67,37 км. теплотрасс, 78,48 км водопроводных и 3,7 км канализационных сетей. В целях совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства  районе разработана и действует муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории Александровского района».

«Азбука для потребителей услуг ЖКХ» – первый в России учебник для потребителей услуг ЖКХ. Специфические отраслевые темы рассказываются простым языком с иллюстрациями и доступными разъяснениями.

Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе в МО «Александровский район»

Жилищно-коммунальный комплекс в Александровском районе представляет собой существенно дифференцированную по уровню развития в различных поселениях производственно-техническую систему. Основной объем энергохозяйства находится в Александровском сельском поселении и обслуживает его МУП «Жилкомсервис» и МКП «Тепловодоснабжение». Энергохозяйство Александровского сельского поселения представляет собой 6 котельных — 54.5% к общей численности котельных (вырабатывают около 96.6%  от общего объема вырабатываемой тепловой энергии), 65.3 км тепловых и паровых сетей — около 98.2% всех сетей. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры района характеризуется высоким уровнем износа, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, сверхнормативной аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей. Причинами возникновения данных проблем являются: высокий износ основных фондов коммунального комплекса, значительное снижение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения.

Высокий уровень износа является следствием:

  • недостаточного финансирования ремонтных работ и явного несоответствия фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств минимальным потребностям;
  • недоступности долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунальной инфраструктуры вследствие нестабильного финансово-экономического положения предприятий.

Теплоснабжение

Проблемы централизованного теплоснабжения в поселениях Александровского района определяются низкой эффективностью производства тепла, технологическим несовершенством и высокими ресурсными затратами. Имеющееся котловое оборудование было установлено в период с 1982–2014 годы. Мощность котлов 2,5–3 МВт. Фактический КПД котлового оборудования составляет 65%. Теплосети характеризуются изношенностью и  несовершенством  утеплителя. Изношенность сетей по ряду поселений превышает 76%. Аварийность в системах теплоснабжения Александровского района составляет 1,8–2,5 аварии на 1 км сети в год, при допустимых 0,3. Потери в сетях  составляют  около 30%. Всего в районе требуют замены не менее 45 км сетей.

На сегодняшний день теплогенерирующие мощности установленных водогрейных котлов (в одной котельной от 1 до 6 котлов) востребованы лишь на 78.5%  (вырабатывается  83.3 тыс. Гкал, а потребляется 65.4 тыс. Гкал) и могут быть частично законсервированы или же заменены на котлы меньшей мощности. Загрузка должна составлять не менее 80%. Часть устаревших теплогенерирующих объектов может быть полностью демонтирована. Основная доля тепловой энергии потребляется населением (73,6%), бюджетными учреждениями потребляется 16,6%, прочими потребителями 5,7%, собственное потребление – 4.1%.  Количество потребляемой тепловой энергии ежегодно снижается за счет строительства в с. Александровское газопроводных сетей и подключения населения к автономному газовому отоплению.

Оптимизация режима работы позволит снизить удельные расходы топлива и электроэнергии на выработку единицы тепловой энергии, что скажется на рентабельности производства тепловой энергии и повышении инвестиционного потенциала. Отсутствие объективного учета потребляемого тепла не создает стимулов для экономного расходования тепловой энергии. В результате фактические расходы тепла превышают рациональные (в среднем на 10–12%). Приборным учетом охвачено 9–10% общего количества абонентов. Полный приборный учет позволит объективно оценить фактические объемы потребления и рассчитать реальный уровень потерь, оптимизировать процесс потребления.

Основными проблемами теплоснабжения в поселениях Александровского района являются:

  • низкая ресурсная эффективность;
  • низкая надежность сетей, высокий уровень потерь (вследствие недостаточно эффективной теплоизоляции трубопроводов, а так же из–за того, что трубопроводы теплоснабжения проложены совместно с трубопроводами холодного водоснабжения);
  • большая протяженность теплосетей;
  • снижение количества потребителей;
  • несоответствие установленных мощностей по выработке тепла и объемов подключенной нагрузки (потребляется теплоэнергии 78,5% от вырабатываемого объема).

Водоснабжение

В Александровском районе услуги централизованного водоснабжения предоставляются в основном в с. Александровское. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 70.2 км, из них в с. Александровское – 69.1, или 98.4% от общей протяженности водопроводных сетей в районе. Водопроводных башен числится 13, из них 7 – в с. Александровское. Существующая инженерная инфраструктура эксплуатируется более 30 лет, средний износ сетей водоснабжения превышает 70%. Высокая протяженность сетей связана с одной стороны с очень низкой плотностью поселения (при малой численности и высокой протяженности поселения) и с другой стороны с достаточно высокой долей централизованного водоснабжения в поселении. Все это в свою очередь определяет дополнительные затраты на их обслуживание. Проблемы централизованного водоснабжения  определяются изношенностью сетей,  более 40–45% водопроводных сетей нуждаются в срочной замене.  В настоящее время  большая часть водосетей надземная, из металлических труб. Подземные сети, проложенные в 1985 годах,   находятся в аварийном состоянии,  часто выходят из строя  и  требуют срочной замены. Потери в водосетях  составляют 25–30%.

Основными проблемами водоснабжения в поселениях Александровского района являются:

  • отсутствие достаточной степени очистки воды (в том числе отсутствие обеззараживания очищенной воды);
  • низкая ресурсная эффективность;
  • низкая надежность сетей;
  • несоответствие установленных мощностей водозаборов и  объемов подключенной нагрузки;
  • убыточность производства воды водонапорными колонками.

Водоотведение, сбор и утилизация твердых бытовых отходов

В муниципальном образовании «Александровский район» решение  проблемы сбора, переработки и утилизации бытовых отходов приобретает особую актуальность.  Свалки не отвечают техническим и санитарным требованиям. С 2019 года обязанности по сбору и утилизации твердых бытовых отходов переданы региональному оператору ООО «Транссиб». Твердые бытовые отходы в с. Александровское складируются в контейнеры и вывозятся специализированным транспортом МУП «Жилкомсервис»,  работающим по договору субподрядя с региональным оператором, на санкционированную свалку. Существующая свалка в с. Александровское площадью 5.7 га эксплуатируется с 1989  года. Мощность действующей свалки  1500 т/год. Возрастание нормы накопления по объему составляет 3% в год. Ежегодно на полигон вывозится около 1000 тонн твердых бытовых отходов. Количество фактического размещения отходов на санкционированных местах размещения ТБО в с. Александровское на сегодняшний день (с учетом возрастных  норм накопления в год)   превышает мощность существующего  объекта. Кроме того, в районе имеются несанкционированные места размещения ТБО – несанкционированные свалки. Их насчитывается порядка 20 шт./год.
Решить данный вопрос поможет строительство полигона ТБО в с. Александровское и строительство санкционированных мест накопления ТБО в селах района (с. Новоникольское, п. Октябрьский).

 Централизованная система водоотведения используется только в с.  Александровское. Протяженность сетей водоотведения составляет 3.7 км. Уровень износа канализационных сетей составляет 75%. Стоки сливаются в приобъектные септики, из которых автотранспортом вывозятся к месту слива (очистные сооружения). Очистные сооружения были введены в эксплуатацию в 1988 году и были предназначены для полной биологической очистки сточных вод и жидких бытовых отходов одного микрорайона. Установленная суммарная мощность очистных сооружений после ввода  составляла 0,2 тыс. куб. м в сутки. Уровень износа очистных сооружений составляет 75%. В 2002г. к существующим очистным сооружениям был пристроен железобетонный приемный бункер трехсекционный – для приема жидких отходов из ассенизационных машин, разбавление их водой, отстой и постепенный сброс непосредственно на КОС (включая ночное время). Строительство этого бункера частично решило проблему перегрузки очистных сооружений. 
В настоящее время централизованная система водоотведения охватывает около 44% от общей площади  жилищного фонда в с. Александровское. В перспективе планируется увеличение числа жителей, использующих септики для сточных канализационных вод. Для обеспечения полной очистки жидких отходов необходимо увеличение их производительности за счет реконструкции действующих очистных сооружений до 700 куб. м/сутки. Реконструкция начата в 2011 году, окончена в 2014.

Основными проблемами водоотведения и сбора и утилизации ТБО  являются:

  • отсутствие в селах района санкционированных мест накопления ТБО, соответствующих  техническим и санитарным требованиям;
  • несоответствие установленных мощностей КОС потребностям по очистке отводимых и принимаемых  стоков;
  • низкая надежность сетей.

Электроснабжение

Услуги по транспортировке электроэнергии для населения и организаций райцентра  и населенных пунктов Октябрьское, Северный и Светлая Протока  оказывает филиал ОАО «Томская распределительная компания», сбором средств от оказанных услуг по подаче электроэнергии — ОАО «Томская энергосбытовая компания». В селах района Назино, Новоникольское, Лукашкин Яр электроэнергия вырабатывается дизельными электростанциями. Обслуживают дизельные электростанции коммунальные предприятия вышеуказанных поселений. Энергетическое хозяйство  в районе представляет собой электролинии протяженностью  131.79 км,  из них на 77 км или 58,4% от общей протяженности электролиний требуется  проведение капитального ремонта. Трансформаторных подстанций — 72 шт., из них на 21 требуется проведение капитального ремонта.

Основными проблемами энергоснабжения в поселениях являются:

  • мощность установленных дизель-генераторов  позволяет вырабатывать электроэнергии намного выше, чем ее потребляется (на 652 тыс. квт/час), что в конечном итоге влияет на расход топлива (фактически его потребляется больше);
  • снижение количества потребляемой электроэнергии;
  • энергетические сети в настоящее время  также требуют капитального ремонта -  замену опор и вводов.

Ценообразование

Тарифы на коммунальные услуги (отопление,  энергоснабжение,  водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО и утилизацию ТБО) утверждает Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области. Однако, существующая система тарифного регулирования не учитывает динамику платежеспособности населения, значительного роста цен на энергоносители (газ, уголь, электроэнергия, дизельное топливо),  что проявляется при системе индексного ограничения прироста платежей. В этих условиях не должно иметь место искусственное занижение тарифов, что создает реальную угрозу дееспособности систем жизнеобеспечения коммунального предприятия.

Основные проблемы формирования тарифов в ЖКХ Александровского района:

  • утверждение тарифов предприятиям осуществляется без должного учета целевых задач, (то есть, без оценки и регулирования ресурсной эффективности предприятий);
  • система ценообразования не отражает цену товара (потребляемого ресурса – воды, тепловой и электрической энергии) и цену услуги (работы предприятий по поддержанию надежности основных фондов, их замене и модернизации, а также доставки ресурса потребителю);
  • утверждаемый уровень тарифов, как правило, не обеспечивает покрытия объективно необходимых для поддержания требуемой надежности и качества услуг операционных и инвестиционных затрат;
  • фактическое бюджетное финансирование исходит из реального наполнения бюджета и реализуется с корректировкой требуемого уровня финансового обеспечения;
  • финансирование бюджетом предприятий ЖКХ как в части различных дотаций  и субвенций, так и в части прямого покрытия убытков не стимулирует предприятия к росту эффективности их деятельности;
  • отсутствие софинансирования из средств федерального и областного бюджета на реализацию Программ по модернизации коммунального комплекса.

Низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов. Ускоренного совершенствования требует система управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях. Проблема технического оснащения и перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства является в настоящее время одной из главных. Необеспеченность специальной техникой не позволяет качественно  оказывать населению коммунальные услуги. Для технического оснащения и перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства района требуются значительные финансовые ресурсы.
Решить проблему финансирования технического переоснащения организаций жилищно-коммунального хозяйства района без государственной поддержки практически невозможно.

  • Программа развития ЖКХ основана на принципах;
  • софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с привлечением бюджетных средств и средств внебюджетных источников;
  • развития различных форм государственно-частного партнерства с  целью привлечения средств внебюджетных источников.
Нормативные акты

Постановление Администрации района от 17.08.2017 г. № 1036
Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области в МО «Александровский район» на 2020-2022 гг.»


 

Просмотров: 6410